Последний пир во время чумы

Последний пир во время чумыКак ни странно, но на фоне пандемии COVID-19 и общемировых экономических проблем, российский авторынок показывает рост. По данным «Ассоциации Европейского Бизнеса», за первый квартал 2020 года рост продаж новых автомобилей составил 1,8%, а март закончен с показателем 4%. Получается, что народ болеет, нищает, трещат основы экономики, а машины все равно покупают? Генри Форд, безусловно, был бы рад такому повороту событий, но хотелось бы понять, почему так происходит.

Начнем с того, что далеко не все бренды внесли лепту в рост продаж автомобилей в России. К примеру, «АвтоВАЗ» за первые три месяца текущего года растерял 3% рынка, а Hyndai едва в нуле удержался. А ведь обе компании входят в ТОП-3. Второй участник первой тройки — компания KIA потеряла 3%. Nissan и Mitsubishi провалились на -5% и -13% соответственно. Datsun свалился на -10%. Infiniti с треском обвалилась сразу на -60%. Jaguar на -45%. А Smart на -25%. Хуже только Chevrolet (-97%) и Ford с результатом -99%, но это объяснимо, ведь коммерческий транспорт марки считают отдельно, а легковое подразделение покинуло российский рынок и распродает остатки.

Зато китайцы резко рванули вверх и круче всех отметился Changan, показавший рост аж 535%. Марка продала 1245 автомобилей, против 196 за тот же период 2019 года. Трехзначным ростом продаж отметился Haval (+179%). Профессиональный внедорожный бренд из Китая в этом году продал 4047 автомобилей против 1452 за тот же период прошлого года. Весьма неожиданно «выстрелил» Cadillac, который до сих пор только терял рынок, а тут вдруг поднялся на 73% с 204 машин до 352.

Весьма недурно выступили Skoda и Volkswagen, показавшие рост на 14% и 8% соответственно. Приличный рост у Audi (+17%). Впрочем, конкуренты по большой немецкой тройке тоже выступили неплохо, +16% у Mercedes-Benz и +12% у BMW. Корейский конкурент Genesis наоборот ослабил хватку и упал на -29%. Удивительно, но пандемия подхлестнула Peugeot и Citroen, которые взлетели на 15% и 25% соответственно. Правда, у обеих марок в статистику включен еще и коммерческий транспорт.

Круче всех растут китайские бренды. Кроме Haval и Changan, рост в первом квартале показали Geely (+57%), Chery (+37%), FAW (+56%), Brilliance (+2%). Напротив, отрицательную динамику показали Lifan (-69%), DFM (-13%), Zotye (-87%), Foton (-70%).

Последний пир во время чумыСобственно, напрашивается вопрос: почему рынок растет, а не падает как можно было бы ожидать? В чем причина почти золотой статистики на фоне закрытых предприятий и людей, сидящих на карантине?
Руководитель пресс-службы АО «Чери Автомобили Рус» Евгения Никитена-Кацарская отмечает, что марка Chery недавно представила модель Tiggo 8, которая вызвала большой интерес у покупателей. Отличные результаты показывает и модель Tiggo 4, которая демонстрирует стабильно-высокие продажи. Евгения отмечает, что рост рынка, скорее всего, связан с ростом курса доллара и пандемией. Люди просто решили вложить деньги из опасения сверх высокого роста курса американской валюты. А те, кто хотел купить машину в апреле, предпочли сделать это в марте, чтобы обезопасить себя от финансовых потерь. Но в дальнейшем рынок, вероятнее всего, будет показывать снижение. Скажется и недостаток средств у покупателей и рост цен на автомобили и общие проблемы в экономике. Скорее всего, ситуация не будет катастрофичной, но к росту российский рынок не вернется еще очень долго.

Генеральный директор ЗАО «Арго-Моторс» (официальный дилер Audi, г.Самара) Сергей Быватов тоже считает, что рост рынка вызван тем, что люди, увидев рост доллара, вложили деньги в покупку автомобилей. «Курс взлетел процентов на 20, а цены у дилеров остались прежними, вот и считайте, что купили машину со скидкой 20%», — отмечает Серегей Быватов. Правда, он полагает, что следующий квартал будет удручающим по результатам. Весь апрель дилеры не работали, продажи онлайн практически не дают результатов, следовательно, показатели будут крайне низкими. Много дилеров в это сложное время попросту разорятся или будут поглощены крупными игроками.

«Рост рынка, если уж по-честному, шел, в основном, в марте. Мы его увидели, когда начался обвал рубля. Фактически, весь квартал, а может и год, вытащил именно март», — говорит генеральный директор компании «Премьера» (официальный дилер Volkswagen в Самаре и Тольятти) Владимир Сипко. Он так же отметил, что апрель может и вовсе похоронить рынок. «Сейчас все дилеры в простое. Многие пытаются работать онлайн, но тут возникает масса проблем, например, с банками. За эквайринг, простите, тоже платить надо, а на дилерах и так колоссальная финансовая нагрузка и помощи от государства можно смело не ждать. Так что апрель уронит рынок и мы еще долго не увидим роста», — констатирует предприниматель.

Таким образом, выход в рост на 4% для российского авторынка — пиррова победа. Фактически, весь автобизнес скатится в рецессию, благодаря мерам против коронавируса. Второй и третий квартал не сулят рынку ничего хорошего. В лучшем случае, это будет зависание на околонулевой отметке. Но большинство игроков рынка сходится во мнении, что череда банкротств, а может и уход некоторых марок с российского рынка не избежны.

Фото: Андрей Трой

Интересное

Добавить комментарий

*

code