Москва за «Народный каршеринг» — народ в недоумении

каршеринг
Фото: Яндекс

Идея разрешить гражданам давать друг другу личные авто в аренду витает в коридорах московского правительства давно. И вот, как говорится, опять. На этот раз Дептранс вполне серьезно готовится к запуску платформы «народного каршеринга». Сроки, правда, снова не называют, но кое-какие подробности уже известны. И, скорее всего, эти подробности сведут идею на нет.

Дело в том, что сейчас, арендуя машину у каршеринговой компании, вы получаете ряд бонусов, которые существенно облегчают вашу жизнь. Например, вы можете парковаться в центре Москвы бесплатно. В регионах могут не понять, но в столице проблема парковки с годами только усиливается, а городские власти традиционно решают ее повышением цен (спойлер: это не работает!). Каршеринг же решает эту проблему — вы оставляете машину на свободном месте и идете заниматься своими делами.

Но у «народного каршеринга» этой дивной опции не будет — паркуйтесь за деньги. При этом московские власти напирают на то, что сервис предоставит возможность для заработка тем, кто уезжает в отпуск на несколько недель и хочет подзаработать, предоставляя свой автомобиль в аренду.

И тут же возникает вторая проблема, которая забивает здоровенный гвоздь в крышку гроба «народного каршеринга». Много ли вы знаете тех, кто готов отдать свою машину неизвестно кому? Пусть на пару дней. Есть такие? Мы в своем окружении не нашли. Да и сами не готовы. Ведь все мы знаем, как обходятся горе-драйверы с машинами каршеринга. И чтобы так же обходились с ласточкой на которую потрачены кровные, вложено время и любовь? Да ни за что!

каршеринг дтп
Фото: Яндекс

В итоге получаем классический случай, когда гора родила мышь. Да и та, бедняга, мертвая. Но Дептранс не сдается и утверждает, что и так собирается отменить бесплатную парковку для машин каршеринга. Стоимость услуг поднимется и «народный каршеринг» станет даже выгоднее. Но этим Дептранс, вполне возможно, убьет непосредственно сервис краткосрочной аренды, поскольку его колоссальное преимущество в виде доступной стоимости и бесплатной парковки будет уничтожено.

Самое интересное, что Дептранс ссылается на опыт США и Европы, где такой сервис пользуется популярностью. Вот только на западе машина не воспринимается, как нечто родное. Так что такой подход не сработает чисто в психологическом плане. Еще не разрослось поколение людей, для которых машина — бездушная железяка. Да чего там, на западе скоро пап и мам не будет (будет родитель-1 и родитель-2), так зачем тащить в Россию то, что заведомо не работает и не приживется?

Кроме того, проблем у желающих сдать машину в аренду будет много. Как минимум, придется переоформлять ОСАГО, а это время и не малые деньги. Более того, при превышении лимита по ОСАГО потерпевшие могут предъявить претензии как пользователю сервиса, так и владельцу машины.

Более того, уже есть пример того, что «народный каршеринг» работать не будет. Так, ООО «Гептоп» запустило сервис Getarent — аналог московского «народного каршеринга». По итогам 2020 года чистый убыток компании составил 345 тыс. руб. Московским властям, скорее всего, тоже светит приличный убыток. Да и автовладельцы вряд ли много заработают.

Андрей ТОПТУН, руководитель департамента аналитики агентства «Автостат»

андрей топтун автостат
Фото: личный архив

Мне кажется, что коммерческая составляющая «народного каршеринга» себя не оправдает. Дело в том, что на собственника машины падает огромная ответственность и серьезные расходы. Одно оформление полиса ОСАГО «без ограничений» — приличные расходы, которые не всякому понравятся. За вычетом налогов, расходов на приведение машины в порядок после аренды и прочих мелочей, останется не такая уж большая сумма.

Не забудем и вариант, что машину разбили, разобрали, а то и вовсе угнали. А такое возможно и регулярно происходит с автомобилями каршеринга. Юрлицу решить эти проблемы проще. А рядовому гражданину, чтобы возместить эти потери придется потратить много сил и денег. Кто захочет терпеть бесконечные суды? В здравом уме никто! Да и работа приставов оставляет желать много лучшего, так что, выиграв суд, не факт, что вернешь деньги.

И самое главное — российский менталитет. Для нас автомобиль это все еще роскошь и мы не готовы доверять его всем подряд. На это согласны единицы. И даже класс машины не особо на это влияет. Поэтому, мне кажется, что проект изначально мертворожденный и не принесет его авторам того результата, на который они рассчитывают.

 

Интересное

Добавить комментарий

*

code