Крылатый спорт: как появились гонки на самолетах

Крылатый спорт: как появились гонки на самолетах
Фото: RedBull.com

Вы аплодируете в самолете, когда пилот мягко приземляется в аэропорту. Но, когда летчик на глазах толпы совершает мертвую петлю, делает бочку и пролетает сквозь кольцо, которое лишь на несколько сантиметров шире, чем размах крыльев, гром аплодисментов способен заглушить рев океанского прибоя.

Самолетный спорт по зрелищности затмевает даже знаменитую «Формулу-1», а по степени опасности опережает восхождение на Эверест. Всего одна ошибка летчика в небе отделяет его от райских врат. Но энтузиастов меньше не становится. Самолетным спортом занимаются не только профессиональные пилоты, но и звезды кино, бизнеса, театра и просто успешные люди. По яркости «звездного» состава, авиация способна затмить гольф. И с каждым годом желающих покорить небеса становится все больше.

Внимание – воздух!

Крылатый спорт: как появились гонки на самолетах
Фото: Jason Halayko fujifilm-x.com

Придержите шляпы, дамы и господа. Воздушный поток от низко летящих самолетов может их сорвать. Действительно, самолеты на соревнованиях порой снижаются до высоты 25 метров. А бывает и ниже. С такой высоты можно было бы жука в траве рассмотреть, если бы не скорость. Пилоты разгоняют свои машины до 350 км/ч. Это быстрее, чем едут болиды Формулы-1 во время заездов. Так вот и задумаешься, где же в действительности проходят королевские гонки: на земле или в небе?

Самолетный спорт в конце 20-го века выбрался с закрытых территорий и начал покорять массового зрителя. В любом городе, где есть подходящий аэродром, с которого можно поднимать легкие спортивные самолеты может принять соревнования. Например, гонка Red Bull Air Race проходила в Лас-Вегасе, Казани, Индианаполисе, Абу-Даби, а в сезоне 2018-го года один из этапов проходил в Каннах на Лазурном берегу Франции.

Гонки не для всех

Крылатый спорт: как появились гонки на самолетах
Фото: Олег Самойлов https://www.instagram.com/olegsamoilov/

Соревнования автомобилей – дорогое удовольствие. Гонки на самолетах еще более элитный спорт. Для сравнения, болид Формулы-1 стоит около 15 млн. евро. Оно и понятно – штучная работа, много ручного труда и новейшие разработки.

Самолеты, которые чаще всего используют в Red Bull Air Race стоят намного дешевле – редко больше 500 тыс., евро. Но, они быстрее. И намного маневреннее. Самолет Zivko Edge 540 способен вращаться со скоростью 420 градусов в секунду. Высоту набирает со скоростью 1100 метров в минуту и весит меньше 550 кг. Не говоря уж о том, что Zivko может лететь на боку в положении «лезвие ножа». Увы, но болид Формулы-1 на боку ездить не может.

Кроме того, королевские гонки со всех сторон обложены правилами и в итоге, там так мало обгонов, что зрители буквально спят. В Red Bull такого нет. Разумеется, определенные запреты существуют, вы все равно увидите самолет, летящий на высоте 20 метров со скоростью под 400 км/ч., и совершающий маневры от которых кровь в жилах застывает. А пилот, между тем, выдерживает перегрузки до 10 G.

Перчинку в авиационные соревнования добавляет то, что все самолеты имеют равные возможности. Для Red Bull Air Race самолеты оборудованы одним двигателем Lycoming AEIO-540-EXP мощностью 300 л.с. То есть, команды находятся в равном техническом положении. Хотя, никто не запрещает им заниматься доводкой аэродинамики и управления. Хотя, разумеется, почти все зависит от мастерства пилота.

Просто летать – это скучно

Крылатый спорт: как появились гонки на самолетах
Фото: airrace.redbull.com

Кстати, скука – одно из возможных объяснений появления самолетного спорта. После войны асам было нечего делать и развлечения ради они начали на спор делать всякие выкрутасы в воздухе.

С чего вдруг Red Bull решила заняться таким спортом, можно только гадать. Может быть, они слишком много бодрящего ингредиента в напиток положили. Но им очень хотелось устроить в воздухе настоящую битву асов. И они не придумали ничего лучше, чем обратиться к Петеру Бешенеи. Правда, в то время его уже так не называли. Его звали Бешеный.

Бешенеи свое прозвище оправдывал на 100%. Первую золотую медаль по воздушной акробатике он получил в 26 лет на чемпионате Австрии. В мире авиации он прославился по-настоящему сумасшедшими трюками. Но самый безумный – пролет под Цепным мостом в Будапеште вверх шасси.

В 2003 году в австрийском Цельтвеге состоялось первое шоу. Посмотреть на гонки в воздухе собрались сливки высшего общества. И буквально с первых же этапов шоу приобрело международный масштаб, собирая многотысячные толпы зрителей. Россия, Европа, Азия, США – во всех этих странах Red Bull Air Race проводили соревнования. И везде был потрясающий успех. В арабских государствах шейхи считали чуть ли не своим долгом посетить соревнования. В Азии шоу было так популярно, что в списке пилотов появились китаец Кенни Чан и японский летчик Ёсихидэ Муроя (первый пилот из Азии, выигравший золото в мировой серии). С 2007 по 2010 в чемпионате принимал участие российский пилот высшего пилотажа Сергей Рахманин, который входил в десятку лучших летчиков совеременности.

По правилам гонки, на трассе длиной 5 км располагается несколько воздушных ворот разного цвета. Синие самолет проходит в горизонтальном положении. Красные – вертикально. Три последовательных красных пилона проходят змейкой. Выигрывает тот, кто быстрее прошел трассу и допустил меньше ошибок.

Отклонение от горизонтали и вертикали, прохождение ворот выше их высоты, неправильное прохождение маневра – за эти ошибки начисляются штрафные 2 секунды. Если самолет коснется пилона, судья добавят ко времени 6 секунд. Дисквалификация предусмотрена за сход с трассы и за любую форму опасного полета, например, на слишком малой высоте.

Крылатый спорт: как появились гонки на самолетах
Фото: Daily News Hungary

Самих пилотов делят на две категории Master и Challenger. В первую категорию попасть крайне сложно, так как в мире единицы летчиков, мастерство которых соответствует требованиям. Представьте, каково вести самолет на скорости 400 км/ч и на высоте 20-25 метров, испытывая постоянные перегрузки под 10 G.

Сами пилоты говорят, что адреналин – их главный враг. В полете приходится постоянно гасить эмоции. В противном случае можно допустить ошибку, которая может стать роковой. Кстати, результаты пилотов в классе Master, различаются на десятые доли секунд.

Естественно, требуются годы подготовки и фантастическая целеустремленность, чтобы стать асом из асов. И, разумеется, финансирование. Полеты, обслуживание и хранение самолетов обходятся не дешево. Некоторые перспективные пилоты часто не могут найти спонсора и из-за этого не могут поднять свое мастерство на достаточный уровень.

С другой стороны, получив признание и контракты, пилоты могут не только постоянно тренироваться, но и потакать своим маленьким слабостям. Например, тот же Петер Бешеный имеет парк из 4-х самолетов, а его хобби – виноград и производство вина. У него свои виноградники, эксперты и все, что нужно для того, чтобы превратить виноградный сок в вино высшей пробы.

Разумеется, кроме Red Bull Air Race существуют и другие соревнования. Одним из самых элитных и престижных считается состязание в мастерстве высшего пилотажа Breitling. Говорят, что участие в них принимал сам Джон Траволта (впрочем, это лишь слухи, но точно известно, что Траволта – посол марки Breitling). Пилотажная группа, спонсируя одним из самых известных часовых брендов, базируется на авиабазе во французском Дижоне. А летают мастера пилотажа на самолетах Aero L-39 Albatros.

Вне зависимости от категории, авиационный спорт превратился в популярное зрелище. И даже породил целую индустрию создания легких и высокоманевренных самолетов для выполнения фигур высшего пилотажа. В разработки вкладываются миллионы евро. Впрочем, и в обучение пилотов вкладываются не малые суммы. Как и любой элитный спорт, самолетный требует не малых инвестиций. Но каждый вложенный евро превращается в уникальное шоу, которое по-настоящему завораживает зрителя.

Казалось бы, причем тут Говард?

Крылатый спорт: как появились гонки на самолетах
Фото: therake.com

Благодаря Леонардо Дикаприо, эксцентричного американского миллиардера, горячего поклонника самолетов и самолетостроения Говарда Хьюза теперь знают все. Титул пионера авиации он носит не зря. Впрочем, Хьюз так же может считаться одним из основоположников самолетного спорта. Правда, не в плане маневрирования. Говарду принадлежит несколько скоростных рекордов, поставленных на самолетах собственной разработки.

Летать Хьюз начал в конце 20-х. Незадолго до начала съемок знаменитых «Ангелов ада». Во время съемок ему пришлось самому управлять самолетом и выполнять сложные трюки. Бесценный опыт авиационной акробатики Говарду дал ас Первой Мировой Войны Шарль Лежоте, которого Хьюз пригласил в качестве консультанта картины. В итоге фильм стал не только самым масштабным (в кадре порой находилось до 80-ти аэропланов), но и самым дорогим. Во время съемок некоторые самолеты были повреждены, а несколько и вовсе разбились. Сам Хьюз, показывая маневр, который хотел заснять на пленку, но который никто не хотел выполнить, потерял управление, врезался в землю и сломал руку. Второй самолет Говард разбил намеренно, пытаясь снять сцену атаки бомбардировщика.

Рекорды миллиардер начал ставить после того, как основал свою компанию Hughes Aircraft. Первый рекорд он установил лично на моноплане H-1. Это была модернизированная версия машины, созданной в правительственном конкурсе на новый истребитель. Хьюз конкурс не выиграл, но смог модернизировать самолет так, что он поставил рекорд скорости на дистанции 3 км., разогнавшись до 567 км/ч. Самолет прозвали «Летящая пуля». Кстати, Хьюз повредил его: из-за отказа системы переключения топливных баков, ему пришлось спланировать на свекольное поле.

Крылатый спорт: как появились гонки на самолетах
Фото: Verdades Ofenden

Следующий рекорд был поставлен на самолете Northrop Gamma, который Хьюз одолжил у другого пионера американской авиации Жаклин Кокран. Машину модернизировали так, что двигатель стал выдавать 850 л.с. В итоге Говард поставил новый трансконтинентальный рекорд по скорости перелета.

Затем последовал новый рекорд скорости. Восстановил «Пулю», Хьюз поднялся на высоту 6100 метров и там смог разогнать машину до 611 км/ч.

Следующий рекорд был и вовсе умопомрачительным. Говард Хьюз на самолете Lockheed 14 за 3 дня 19 часов 8 минут и 10 секунд пролетел 23 612 км., с остановками в Париже, Москве, Омске, Якутске, Фэрбанксе (Аляска) и Миннеаполисе. Сам полет начался с того, что Хьюз наотрез отказался от переноса вылета из-за слишком короткой полосы. В итоге он взлетел, но отрыв произошел уже за пределами бетонки.

Доподлинно известно, что на модернизации и рекорды Говрд Хьюз не жалел никаких денег. Фантастические по тем временам суммы тратились на доводку двигателей, усоврешенствование конструкции и подготовку самолетов. Например, на модернизацию «Летающей пули» в 1938-м году было вложено $125 тыс.

Звезды с крыльями

Леди Крофт за штурвалом
Крылатый спорт: как появились гонки на самолетахЛара Крофт, миссис Смит, а в миру просто Анджелина Джоли. Одна из самых известных голливудских актрис, оказывается, любит летать. И не просто летать, Анджелина имеет лицензию пилота и владеет собственным самолетом Cirrus SR22. Это один из самых популярных и самых быстрых одномоторных поршневых самолетов в своем классе. Его максимальная скорость 342 км/ч.

В то же время – это один из самых безопасных самолетов. Он снабжен специально парашютной системой для вывода летательного аппарата из штопора. Не удивительно, что предусмотрительная Анджелина выбрала этот самолет и время от времени совершает на нем полеты с элементами высшего пилотажа.

Мягкой посадки, доктор Джонс
Крылатый спорт: как появились гонки на самолетахХаррисон Форд – знаменитость и легенда. Кажется, нет ролей и персонажей, которых он не смог бы сыграть. От агента ЦРУ Джека Райана до звездного авантюриста Хана Соло. От блокбастеров, до фестивальных лент. А еще Форд , пожалуй, самый большой фанат авиации на голливудских холмах. У 75-ти летнего актера, внимание, шесть самолетов и вертолет. И даже в таком преклонном возрасте Форд летает сам, не прибегая к помощи приглашенных пилотов.

Крылатый спорт: как появились гонки на самолетахМастерство Харрисона настолько высоко, что он пережил авиакатастрофу — в 2015-м году он посадил свой самолет Ryan PT-22 Recruit на поле для гольфа. Во время инцидента ни один гражданский не пострадал, самолет был полностью уничтожен, а сам Форд провел в больнице почти месяц. Однако он продолжил летать. В прошлом году актер снова попал в переделку. Он ошибся при посадке и виртуозно посадил самолет на рулежную дорожку. Харрисон Форд продолжает летать и по нынешний день

Бог сказал и полетел
Крылатый спорт: как появились гонки на самолетахЕще один дедушка авиации – это Морган Фриман. Актер, которого многие помнят по триллеру «Семь» и роли бога в фильме «Брюс всемогущий», тоже любит отрываться от грешной земли. У него 4 самолета: Cessna Citation 501, две модели Cessna 414 и Emivest SJ30.

Многие шутят, что Фриман уже родился старым, что не мешает актеру пилотировать самостоятельно. И весьма успешно. Его лицензии пилота более 10 лет и до сих пор он ни разу не попал в неприятности. Настоящий ас. К слову, Моргану уже 77 лет. И еще: у его партнера по фильму Джима Керри тоже есть свой самолет Gulfstream V.

Этот безбашенный Том
Крылатый спорт: как появились гонки на самолетахВсем известно, что Том Круз – настоящая головная боль для режиссеров, продюсеров и страховых компаний. Все потому, что он сам любит исполнять сложные и опасные трюки. Помните «Миссия невыполнима: Племя изгоев»? Круз сам висел на фюзеляже взлетающего самолета. А «Протокол Фантом»? По стене небоскреба в Арабских Эмиратах старина Том тоже ползал сам. Никаких дублеров. А во время съемок в новом фильме Круз вообще сломал ногу во время прыжка. Сорвиголова!

Что касается полетов, то Круз тоже в числе тех, кто любит управлять лайнером самостоятельно. У Тома Gulfstream IV и актер сам сидит за штурвалом, часто отправляясь на премьеры, фестивали и просто в путешествия.

Авиационная лихорадка
Крылатый спорт: как появились гонки на самолетахВозможно, что самым больным по части авиации является Джон Траволта. Сам он признается, что заболел самолетами в пять лет. С тех пор его и не отпускает. Его парк насчитывает 10 самолетов – впору свою авиакомпанию открывать. И это не какие-то бизнес-джеты. В «гараже» Траволты есть настоящие магистральные трансконтинентальные коммерческие лайнеры. Например, Boeing 707-138B Jett Clipper Ella.

А кто за рулем? Правильно, сам Траволта. Актер имеет лицензию коммерческого пилота. То есть, не удивляйтесь, если вдруг из динамика при взлете регулярно рейса услышите: «Говорит капитан Джон Траволта». Актер имеет тысячи часов налета, а свои самолеты называет в честь собственных детей.

Кунг-фу в небе
Крылатый спорт: как появились гонки на самолетахДжеки Чан – наверное, самый добрый персонаж боевиков и фильмов о единоборствах. Плохого парня он сыграл только один раз и то мало кто знает в каком фильме. Зато теперь все знают, что Джеки стал владельцем бизнес-джета Embraer Legacy 500. До этого у него была 650-я модель. Самолеты ему поставляет бразильская фирма, послом которой выступает Джеки.

Впрочем, сам Джеки Чан за штурвалом не сидит. Возможно потому, что он давно в черных списках всех страховых компаний мира за страсть к сложным трюкам, которые часто заканчиваются травмами. Однажды съемки едва не закончились смертью актера. При прыжке сломалось бутафорское дерево и актер буквально проломил себе череп. Потребовалось несколько месяцев на восстановление после происшествия.