Фестиваль “Автокультура 2023”: автолюбителей ждут тяжелые времена
![автокультура 2023](https://troytest.ru/wp-content/uploads/2023/07/20230630_193944-scaled.jpg)
В солнечные московские выходные в парке «Музеон» отшумела «Автокультура». Ну, как отшумела, громко было в 2021 в Архангельском, а сейчас хорошо, что хоть в таком формате состоялась – сами знаете, что время непростое. Впрочем, на выставке меня интересовали не столько автомобили, сколько выступление известных авторов и журналистов о том, что нас ждет с светлом автомобильном будущем и светлое ли оно вообще. Картинку спикеры нарисовали мрачную, но обо всем по порядку.
«Автокультура» фактически стартовала в пятницу. День был дождливый и мрачный, так что после работы на фестиваль пришло не так уж много народа. А на встречу с автоблогерами и журналистами пришло и того меньше.
![максим кадаков](https://troytest.ru/wp-content/uploads/2023/07/20230630_201742-scaled.jpg)
Пожалуй, главным персонажем стал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он буквально сразу вытеснил всех участников, включая ведущего. И не потому, что много говорил (а говорил он много), его речь была единственно-убедительной среди всех остальных участников. Кадаков сыпал примерами, фактами, цифрами, личное мнение подкреплял аргументами и в принципе грамотно отстаивал свою позицию. Короче, главред «За рулем» подтвердил, что он профессионал.
Максим много говорил о том, что автомобильное будущее, мягко говоря, не радужное. В ближайшее несколько лет счастье от покупки дешевых автомобилей нам не светит. Даже китайцы нас этим не порадуют. Дорогая и неудобная логистика, рост цен на материалы, санкции и прочие негативные факторы сильно увеличат стоимость машин. И тут остается уповать на то, что зарплаты подтянутся к уровню, а это или произойдет с опозданием или не произойдет вообще.
Дешевые машины «АвтоВАЗ» тоже делать не будет. Об этом, кстати, недавно говорил в Думе глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, за 500 000 рублей машину сделать просто невозможно – таковы реалии. Она будет крайне небезопасной, так что даже смысла браться за разработку нет. Максим Кадаков сказал примерно тоже самое, только чуть раньше.
![volkswagen passat alltrack, troytest, andrey troy](https://troytest.ru/wp-content/uploads/2019/08/2019-volkswagen-passat-alltrack-troytest-andreytroy-35.jpg)
По поводу разнообразия моделей я с Максимом Кадаковым тоже соглашусь. На нашем официальном (том, который с дилерами и импортерами) рынке не было многих интересных машин, но тому имелась очевидная причина – концернам просто невыгодно было возить автомобили, которые продавались штучно. На нашем рынке практически не было, например, универсалов. Да, был Audi Allroad, была Skoda Octavia Scout, Subaru Outback, Octavia Combi… Да и все практически. Но то были ключевые для производителей машины, да и тот же Outback неплохо продавался, но все остальные варианты практически спроса не имели и создавать под них склад запчастей, обучать персонал и ремонтников, платить налоги и колоссальные госпошлины не было смысла. Ровно по тем же причинам с нашего рынка практически исчезли кабриолеты и американские пикапы. Из последних только Ford Ranger отметился, да Mazda BT-50, а Ford F-150 к нам и вовсе попадал только по серым схемам. Фактически разнообразие как раз и достигалось серыми поставками, впрочем, и сейчас интересные машины поставляются неофициально и под заказ. Так что официально «все скучно», а неофициально «шоколад». В среднем по больнице ничего не изменилось, кроме цен, времени и сроков.
А вот с тем, что китайцы не хотят ни производить, ни поставлять нам дешевые машины у меня возник вопрос. Максим аргументировал это тем, что китайцы закупают дорогое и суперсовременное оборудование, скупают «мозги» и им не хочется разменивать по пустякам – для этого есть корейцы (я сейчас почти дословно процитировал). Но я часто натыкался в сети на дешевые китайские варианты, так что решил прогуляться по интернету и освежить память. А за точку отсчета взял миллион рублей. Почему? Ну, потому что для многих миллион за машину это уже почти терминатор – да, в провинции дела сильно отличаются от Москвы и этот момент спикеры не учли совсем, что странно. Кроме того, по последним данным Lada Vesta стоит от 1 239 900 рублей, а Granta от 692 300 рублей. Так что миллион примерно по середине. Кстати, Vesta в комплектации Techno стоит от 1 564 900 и тут уже задумаешься, а не доплатить ли за Chery Tiggo 4, который стоит от 1 794 900 рублей? Впрочем, это лирическое отступление.
![changan alsvin](https://troytest.ru/wp-content/uploads/2023/07/alsvin-front.jpg)
Гораздо ближе к «Весте» Changan Alsvin. За него просят от 1 619 900 рублей и пока это самый дешевый китайский автомобиль на нашем рынке. Правда, одно название наводит на мысль о том, что прозвище машины в нашей стране будет не особенно приятным. Комплектаций всего две и, честно говоря, базовая самая удачная, переплачивать нет смысла, так как в ней есть все необходимое. Кстати, внешне он напоминает пару Rio/Solaris.
Чтобы найти машину еще дешевле, надо обращаться к внутреннему китайскому рынку. Оказывается, там вполне себе существуют и продаются машины, стоимостью около заветного миллиона. И вот, пожалуйста, первый вариант – электромобиль Geely Panda Mini. На наши деньги в Китае он стоит 503 000 рублей. Маловато будет? Пожалуйста, еще вариант – Электромобиль BAIC S5 с китайским ценником в 462 000 рублей.
![changan cs 15](https://troytest.ru/wp-content/uploads/2023/07/changan_cs15.jpg)
Но это ж электромобили – они не для России. Что ж, вот, пожалуйста, вариант – кроссовер Wuling Xingchi. В Китае у него ценник на уровне 650 000 рублей. Кроссовер Changan CS 15 на родине стоит 750 000 рублей. Новый Chery Tiggo 3 в Поднебесной стоит 730 000 рублей, а «пятерка» потянет на 850 000 рублей. Ну, то есть, понятно, что вопреки законам экономики, физики, мироздания и прочим возможным постулатам, китайцы все же делают непритязательные, но дешевые автомобили. И тут же возникает вопрос, а чего они так дороги-то по приезду в Россию?
![автокалькулятор](https://troytest.ru/wp-content/uploads/2023/07/auto-calculator.jpg)
Ответ на вопрос очевиден. С помощью онлайн калькулятора растаможки получаем жуткую цифру 54%. Это для физлица. Для юрлица чуть дороже, но не критично. Заградительные пошлины, необходимость создавать инфраструктуру и не самая приятная логистика, почти в два раза поднимают стоимость машин в рознице. Следующий вопрос: почему?
И снова ответ очевиден. В Тольятти есть завод, который спасают всей страной и к которому претензий все больше и больше. Уже даже совершенно бесполезная Валентина Матвиенко поинтересовалась, где в новой «Весте» (за два миллиона рублей) коробка-автомат? А ведь за 20 лет предприятие «освоило» не менее триллиона бюджетных рублей. Так и хочется задать знаменитый вопрос: где деньги, Зин?
![lada granta](https://troytest.ru/wp-content/uploads/2023/07/lada-granta.jpg)
Но ответа на вопрос, скорее всего, не будет. Это вам не Volkswagen, на «АвтоВАЗе» подобные вопросы игнорируют. Хотя, если примерно посчитать прибыли «автогиганта», то все станет ясно. Разумеется, сведений о том, во сколько обходятся поставки металла, комплектующих, сколько платят рабочим и т.д., мы знать не можем – коммерческая тайна. Но способ посчитать, хотя бы примерно, имеется. В журнале «За рулем» как-то выходила статья о себестоимости вазовских машин. Издание со ссылкой на Дюка Демаршелье приводит себестоимость Гранты в размере 55 000 рублей на 2014-й год. В то время Granta стоила 289 000 рублей. Правда, в той же статье на 2015-й год приведена себестоимость 211 000 при отпускной цене завода дилерам 330 000 и это видится более реальной цифрой. То есть прибыль завода с машины примерно 40%. Маркса помним? Про 30% прибыли и бизнес?
Самое интересное, что в этой же статье сказано, что Volkswagen от продажи автомобиля модели Passat получает чудовищные, немыслимые, буржуйские… 3% прибыли. Если что, статья тут, а посчитать, сколько реально должны стоить вазовские машины, вы можете сами.
Проблема в том, что в ближайшее время это не изменится никак. В рыночной обстановке «АвтоВАЗ» просто нежизнеспособен. Именно поэтому в России введены заградительные пошлины на импортные автомобили – спасают завод, а он этим пользуется. Точнее, его бенефициары и руководство. А народ и государство явно в проигрыше, поскольку качественных машин по нормальным ценам мы не видим, а государство просто теряет деньги, не получая взамен автотехнологии.
В подтверждение моих слов – статистика продаж по «Ассоциации европейского бизнеса». По результатам годовых продаж (впрочем, вы можете взять любой период), традиционно «АвтоВАЗ» на первом месте с отрывом от ближайшего конкурента аж в три раза. Если взять американский рынок, то между первыми тремя лидерами разница весьма небольшая – 2-3%. И, кстати, в прошлом году лидером была Toyota, а местный Ford только на втором месте. Chevy на третьем.
Так что, в части того, что китайцы не делают дешевых машин, я с Максимом Кадаковым не согласен. Но в том, что в ближайшем обозримом будущем дешевых машин на нашем рынке не будет, увы, придется согласиться.
ФОТО: Андрей Трой, производители